Российский рынок новых автомобилей по итогам первого квартала 2025 года показал значительное падение — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи сократились на 25%. Особенно драматично выглядел март: минус 45%. Беспокойства добавляла и растущая геополитическая неопределенность…
Однако подоспели показатели за апрель 2025 и появился умеренный оптимизм — продажи впервые за год превысили 100 000 авто. Разобраться к том, почему сложилась такая ситуация и рассмотреть возможные перспективы будет очень интересно.
Причина № 1. Растущие ставки по кредитам.
Тут все на поверхности – высокая Ключевая ставка делает кредиты недоступными для все большего количества населения:
- В 2024 году средний срок автокредита был в 5 лет и 9 месяцев, а переплата – ₽ 1,05 млн (~ ₽ 183 тыс. в год).
- В первом квартале 2025 г. средний автолюбитель берет автокредит уже на 6 лет и переплачивает ₽ 1,32 млн (₽ 220 тыс. в год).
В таких условиях все большее значение приобретают программы льготного кредитования, а кто не может ими воспользоваться – может подождать лучших времен или смотреть в сторону лизинга (финансовой аренды).
Причина № 2. Рост утильсбора.
Про деструктивную роль утилизационного сбора для отечественного авторынка не сказал только ленивый, поэтому нет особого смысла останавливаться на этом подробно. Если кратко, то только из-за этого отчисления, только в октябре 2024 года цены на авто поднялись на 10-20%. И, увы, это еще будет продолжаться.
Причина № 3. Ажиотажный спрос прошлого года.
Отчасти, высокие продажи прошлого года шли под девизом «Успеть до введения утильсбора», так что дальнейшее падение было вполне предсказуемо. Немалую роль сыграл и «эффект отложенного спроса», когда результаты по 2024 году (1,571 млн проданных авто вполне сопоставимы с суммарными продажами за 2022 и 2023 годах (0,687 млн и 1,043 млн). Таким образом, все кто хотел и мог купить автомобиль – сделали это в прошлом году.
Причина № 4. Ожидание положительных изменений в политике.
Геополитические события сегодня «правят бал» и не только на авторынке. Проведя три года под санкциями, люди с оптимизмом смотрят в будущее, продолжая ожидать уменьшения внешнего давления в целом, а значит и – большего разнообразия на рынке.
Причина № 5. «Дешевые» машины заканчиваются.
Из-за падения спроса склады дилеров переполнены автомобилями и их продолжают ввозить. При этом надо учитывать, что многие из проданных в первом квартале автомобилей, были ввезены в Россию до январского повышения утильсбора. И когда их запасы подходят к концу, повышение цен выглядит вполне логичным.
Автолизинг vs автокредит
Когда получить кредит на нормальных условиях очень трудно приходится искать другие варианты. Объективно говоря, для желающих иметь новый автомобиль их только два:
- Отложить покупку в ожидании лучших времен. По мнению многих экспертов, ситуация может улучшиться уже к концу года. Но непредсказуемость геополитической обстановки в любой момент может внести коррективы в эти стройные расчеты.
- Рассмотреть альтернативные варианты. По мнению специалистов компании ООО «Пионер-Лизинг», в ситуации, когда за кредит приходится переплачивать сотни тысяч рублей в год, купить авто в лизинг может быть гораздо выгоднее.
Второй вариант имеет смысл рассмотреть поподробнее. К основным преимуществам лизинга относятся:
- Возможность получить машину, не имея денег на крупный первоначальный взнос.
- Платить нужно меньше, чем по автокредиту.
- Можно обновлять авто каждые 2–3 года без затрат на перепродажу.
Таким образом автолизинг-2025 – это возможность получить автомобиль с минимальной финансовой нагрузкой и с максимальной выгодой в текущей экономической ситуации. А ООО «Пионер-Лизинг» со своими гибкими программами автолизинга для бизнеса и физических лиц поможет вам в этом.